Государственное учреждение образования"Детский сад №3 г.Жабинки"
Отдел по образованию Жабинковского районного исполнительного комитета
В Республике Беларусь сложилась система защиты прав детей, в том числе от посягательств на их жизнь и половую неприкосновенность. Прежде всего, в стране создана функциональная законодательная база.
Конвенция ООН о правах ребенка
Как говорится в статье 6 Конвенции о правах ребенка, неотъемлемым правом ребенка является право на жизнь, и государство должно обеспечить в «максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка».
Статья 19 содержит следующие положения, защищающие ребенка от насилия:
Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные посягательства со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения, и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследование, лечение и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а также, в случаях необходимости для возбуждения судебной процедуры.
Ряд статей Конвенции указывают на необходимость гарантирования защиты ребенка от насилия и эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья: ст.34 – «от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения»; ст.36 – «от всех форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка».
В Конвенции о правах ребенка говорится, о необходимости принятия всех мер «для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и любой форме» (ст.35), «для предотвращения бесчеловечных, жестоких, унижающих достоинство видов обращения или наказания» (ст.37).
Конституция Республики Беларусь
Основу законодательной базы в области защиты детей составляет Конституция — основной Закон Республики Беларусь. Так, статья 2 гласит, что «человек, его права, свободы и гарантии являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности...». Таким образом, в основном Законе закреплена обязанность всех государственных органов и организаций, принимать все необходимые меры для неукоснительного соблюдения прав граждан и, прежде всего, детей. Основными правами ребенка являются право на жизнь, развитие, защиту и активное участие в жизни общества. Реализация прав и законных интересов ребенка является одной из важнейших задач любого цивилизованного общества.
Основным специальным нормативным актом в области защиты прав и интересов детей, на основе которого строится вся система защиты детей в стране является Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка" от 19 мая 2022 г. № 171-З - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 25 июня 2022 г. и 1 января 2023 г.
Статья 4 Закона закрепляет обязанность государства защищать ребенка от любых противоправных посягательств.
Одна из основных норм Закона в части защиты детей от насилия изложена в статье 9. Так, в соответствии с Законом «каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации включая сексуальную от физического и или психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей или лиц их заменяющих, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению психоактивных веществ, принуждения к занятию проституцией и т.д. Особо необходимо отметить еще одно основополагающе положение данной статьи: «Лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического или психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный орган.
Ст. 13 Закона о правах ребенка предусматривает право детей самостоятельное (без участия родителей) получение юридической помощи, что особенно важно в случае нарушения его прав со стороны близких родственников. В указанной статье также содержится норма о том, что в случае нарушения прав ребенка он самостоятельно имеет право обращаться с заявлениями в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет в суд с заявлением о защите своих прав. Представляет интерес ст. 28, в соответствии с которой каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства не тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений.
Кодекс Республики Беларусь о браке семье (от 19.05.2022 г. № 171-3)
Статья 189 Право на защиту.
Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, политических, духовных, моральных, физических, психологических.
Ребенок вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства, прокуратуру, а с 14 лет - и в суд, а также осуществить защиту прав и интересов через законных представителей.
Защиту прав ребёнка, пока он не стал дееспособным, осуществляют его родители или заменяющие их лица (ст.73 КоБС).
В соответствии со 80 КоБС родители (или один из них) могут быть лишены родительских прав «если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или они злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами или если родители подали письменное заявление об отказе от ребенка».
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, здоровье, обучении, подготовке к общественно полезному труду, содержании, а также в отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения) и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений и от лиц, у которых ребенок находится на воспитании. При этом не имеет значения тот факт, что другой родитель или близкие ребенка заботятся о его материальном благополучии.
Под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например, создание препятствий в обучении, вовлечение в деятельность, носящую антиобщественный характер (склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.) Это основание отличается от жестокого обращения с детьми тем, что последнее проявляется в физическом или психическом насилии, применении недопустимых приёмов воспитания, унижении человеческого достоинства. Но, следует отметить, что лишение родительских прав является крайней мерой.
При отсутствии оснований для лишения прав, когда оставление ребенка опасно для его физического, умственного и духовного развития, суд, в соответствии со статьёй 85 КоБС, может вынести решение об отобрании у них ребенка и передаче его на попечение органов опеки и попечительства.
В том случае, если лица заменяющие родителей, справляются со своими обязанностями ненадлежащим образом, законодатель предусматривает соответствующие меры. Так, в случае невыполнения усыновителем и опекуном (попечителем) обязанностей или злоупотребления правами, усыновление может быть отменено (ст. 138 КоБС), а опекун (попечитель) отстранен от выполнения обязанностей (ст. 168 КоБС).
Специальным нормативным правовым актом, регулирующим защиту детей, является Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 года № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 18 мая 2022 г. № 169-З. В соответствии со ст.2 указанного закона одной из основных задач при осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 9 органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, родители, опекуны или попечители несовершеннолетних, а также несовершеннолетние, достигшие возраста четырнадцати лет, вправе обратиться в установленном законодательством порядке в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда.
Кроме того вышеуказанной статьей предусмотрена обязанность государственных органов и иных организаций, а также граждан незамедлительно информировать следующие органы и организации по месту нахождения несовершеннолетнего: органы прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних; комиссии по делам несовершеннолетних – о выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, органы управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе нуждающихся в государственной защите; органы по труду, занятости и социальной защите – о выявлении семей, дети в которых находятся в социально опасном положении; органы опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения либо надзора родителей, опекунов или попечителей; государственные организации здравоохранения – о выявлении несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством; органы внутренних дел – о выявлении родителей, опекунов или попечителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними, либо вовлекающихих в совершение правонарушений, либо совершающих по отношению к несовершеннолетним правонарушения.
В соответствии со ст.10 указанного Закона работники органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Одним из основных нормативных правовых актов, направленным на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних является Декрет Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18)
Пунктом 21 Декрета № 18 за нарушение требований Закона предусмотрена дисциплинарная ответственность вплоть до освобождения от занимаемой должности для руководителей и других работников субъектов профилактики.
Необходимо отметить еще один специальный Закон Республики Беларусь от4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (в ред. от 09.01.2018 N 91-З)
Согласно ст.1 Закона, насилие в семье определяется как умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания».
Члены семьи – близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные граждане, проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство.
Ст. 31 Закона введено понятие - защитное предписание. Защитное предписание – установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.
Оно может применяться в отношении гражданина, совершившего насилие в семье.
Защитным предписанием семейному агрессору запрещается:
предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшего от насилия в семье;
посещать места нахождения пострадавшего от насилия в семье;
общаться с пострадавшим, в том числе по телефону и с использованием интернета.
Защитное предписание обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с пострадавшей стороной жилое помещение на срок от 3 до 30 суток и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.
Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное ст.10.1, 10.3, 19.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи.
Защитное предписание выносится гражданам, которые совершают административное правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений повторно в течение года (после первого правонарушения объявляется официальное предупреждение).
В целом в Уголовном Кодексе Республики Беларусь (от 9 марта 2023 г. № 256-З) под насилием следует понимать, в частности, применение к потерпевшему лицу (близким потерпевшей по делам об изнасиловании) физического воздействия, выражающегося в срывании одежды, нанесении побоев, причинении физической боли, телесных повреждений, сдавливании дыхательных путей, введении в организм против или помимо воли алкоголя, лекарственных препаратов, психотропных, отравляющих веществ, наркотических средств и т.п., а также в лишении или ограничении его свободы (удержание рук, связывание, запирание в помещении и т.п.).
Под угрозой применения насилия понимается выраженное в конкретных словах, жестах, действиях либо в другой форме очевидное для потерпевшей (потерпевшего) намерение обвиняемого причинить вред здоровью или жизни потерпевшего лица (близких потерпевшей по делам об изнасиловании).
В ряде статей УК РБ предусмотрена ответственность лиц, совершивших преступления в отношении детей.
Ст. 64 признает совершение преступления в отношении малолетнего, отягчающим ответственность.
Ст.139 убийство, за убийство малолетнего может быть предусмотрена смертная казнь.
Ст.140 убийство матерью своего ребенка во время родов или непосредственно после них совершенное в условиях психотравмирующей ситуации наказывается намного мягче и предусматривает наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на тот же срок.
Ответственность за нанесение ущерба здоровью ребенка предусматривается и другими статьями УК РБ (ст. 145 – доведение до самоубийства, ст. 146 – склонение к самоубийству, ст. 154 – истязание, ст. 159 – оставление в опасности, и ряд других).
К преступлениям, наносящим ущерб здоровью, относятся также заведомое заражение несовершеннолетнего венерической болезнью, в том числе СПИДом (ст.ст.157,158 УК РБ).
Ст. 166-170 УК РБ о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы
Ст.343-1 изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего.
Ст.168 половое сношение и иные действия с лицом, не достигшим 16 лет.
Ст. 172 вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.
С. 173 вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение.
Ст. 174 уклонение родителей от содержания детей либо возмещения расходов по Декрету 18.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (от 9 декабря 2022 г. № 226-З)
7.3. вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Статья 10.1. Умышленное причинение телесного повреждения и иные
насильственные действия
1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за
собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной
стойкой утраты трудоспособности, -
влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин
или административный арест.
2. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений,
умышленное причинение боли, физических или психических
страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо
члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, -
влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин или
административный арест.
Статья 10.2. Оскорбление
Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства
личности, выраженное в неприличной форме, -
влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых
величин.
Статья 19.1. Мелкое хулиганство
Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное
приставание к гражданам и другие умышленные действия,
нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или
спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к
обществу, -
влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин
Статья 19.4 Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ -влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Статья 18 Закона Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» 1 июля 2010 г. № 153-З (в ред. от 30.06.2022) Так при оказании психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет согласия законных представителей не требуется: при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 января 2019 г. № 22 О признании детей находящимися в социально опасном положении (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2022 г. № 502 )
Одним из показателей СОП является: установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему
Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении (в редакции от 27.10.2022)
АЛГОРИТМ ИНФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ РОДИТЕЛЕЙ, ОПЕКУНОВ, ПОПЕЧИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ И (ИЛИ) СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ О НАЛИЧИИ ПРИЗНАКОВ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7 февраля 2018 г. N 05-01-07/1121/дс)